Site icon

Селькупы. Истоки.

Шелькуп- так называли остяков-самоедов, что означает «таежный человек»!

Путь от рождения и до…

Разделившись на две группы, южную и северную, северные селькупы образовались в 17 веке, после того, как покинули самодийские поселения и ушли в бассейны рек Верхний Таз и Турухан.

История северных селькупов.

Селькупы вышли из самодийских племен, проживавших в бассейне Оби. Назывались они тогда «Пегая Орда». Пегая потому, что одежду шили из шкур животных разного цвета. Главой был Воня-князь. В начале XVII века «Пегая Орда» была разгромлена русскими и их союзниками, хантами. В результате селькупы начали мигрировать с насиженных мест.

До прихода русских, селькупы жили в небольших городках «кэтты».

Насчитывалось восемь групп селькупов

Известно, что в XVII веке насчитывалось восемь групп селькупов:

В период активного заселения пришлыми людьми, со стороны Урала русскими, а с юга тюркскими племенами, «Пегая Орда» активно сопротивлялась И только в 1596 году, когда сформировался Нарымский Острог, русские сумели обложить данью таёжные поселения коренных жителей! Когда «Пегая Орда» пала, Южное племя селькупов осталось в Нарымском Приобье, а Северное ушло к верховьям Таза.

Купишь? Продам…

Селькупка. Фарково.

У селькупов в старину была своя денежная единица. В частности, в XIX веке средством взаиморасчётов у них служила связка шкурок из белки, именуемая «сарум». Лисица или росомаха равнялись одной вязке сарума, а соболь, или песец стоили целых три. Удачной охотой за сезон в XIX веке считалась добыча 2000 шкур белок и 200 соболей. Если перевести это в деньги, то сарум стоил 2 копейки, а шкура соболя – 1 рубль. К слову, на русском рынке за одного соболя в то время можно было выторговать 200 рублей. Селькупские поселения вели активную торговлю с русскими и в обмен на шкуры, ягоды и рыбу приобретали весь необходимый для работы и быта инвентарь. Среди местных жителей даже выделилось сословие торгашей.

Селькупы Фарково

Селькупы Фарково разделяют себя на «фарковских» и «лесных людей». Эти люди прописаны все в одном селе, но живут отдельными группами.

Язык на сегодня практически потерян. Хотя достаточно компактное проживание и практически отсутствие внешних контактов, не привело к сохранности языка. Есть думаю достаточно объективная причина. Практически все старшее поколение КМНС от Бора до Таймыра рассказывают о том, что в интернатах насильственно заставляли разговаривать на русском языке и был жесткий запрет на национальные языки, вплоть до физического наказания.

История еще не закончилась. Если Вы готовы узнать продолжение- подпишитесь на наш сайт! И нам будет легче Вам все рассказать!

Exit mobile version